Детские страхи - норма или отклонение? Как родителю на них реагировать? Существуют ли действенные методики их искоренения?
СТРАХ И ВОЗРАСТ
Для определенного периода развития характерны свои страхи.
Страхи развиваются вместе с развитием детей.
- Дети до 1 года боятся неожиданных движений людских силуэтов и громкого шума.
- Для детей от 0,5 до 1 г. также характерен страх незнакомых лиц и боязнь ухода мамы.
- В период 1-3 л. Из старых страхов остаются только боязнь громких звуков и незнакомцев, а на месте исчезнувших встают новые: боли, одиночества, врачей, сказочных персонажей (скажем, Бабы Яги или Кощея Бессмертного), уколов, новых и шумных мест.
- В возрасте 3-5 лет к старому страху одиночества может подключиться фобия замкнутых мест, а также страх смерти и темноты.
- В 6-7 страх смерти вытесняет прочие и начинает распространяться на родительские фигуры (мама погибнет). Он проявляется в образах войны, болезней, катаклизмов, чудовищ, крови.
- В 7-8 лет на авангардные позиции встают социальные опасения: "надо мной будут смеяться", "я не успею / не смогу", "меня будут ругать" и т.д. У детей с развитой фантазией и высокой чувствительностью страхи особенно яркие и многочисленные.
ПРИЧИНЫ
Страхи можно разделить на нормативные (нормальные) и невротические (осложняющие жизнь ребенку и требующие коррекции).
- Нормативные страхи соответствуют возрасту. Они сигнализируют о том, что ребенок растет, его сознание усложняется. Они проходят за 1-3 недели при должной реакции родителей.
- Невротический страх - страх, который затянулся или очень силен. Он может свидетельствовать о проблемах в семье или психологической травме. В этом лучше обратиться к специалисту.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СТРАХАМИ
Сперва необходимо выявить источник страха. После этого можно приступать к его приручению. Нужно:
- Относиться к жалобам ребенка чутко и внимательно.
Например:
"Мама, я боюсь, что заболею".
"Почему ты думаешь, что заболеешь? Заболеешь - вылечим!"
- Дать понять ребенку, что страхи, боязнь чего-либо - норма, что взрослые тоже боятся.
- Разделять с ребенком его страх. Например, родителю стоит признаться, что и он боялся в детстве темноты.
Наоборот, нельзя:
- Запугивать ребенка, обещать, скорого появления волка, дяди-полицейского.
- Игнорировать чувства ребенка, говоря, чтобы он "не болтал ерунды".
- Предлагать ребенку рационализировать боязнь, объясняя абсурдность его опасений с точки зрения логики.
- Стыдить обесценивать чувства ребенка, предлагая соотнести его возраст с тем, что он говорит.
- Принуждать давить страх, отказываться от него.
МЕТОДЫ
- Работа на магическое мышление. Необходимо купить талисман, оберег или же его сделать. Объяснить ребенку, что этот предмет приносит удачу, отводит неприятности и злодеев.
- Терапия сказкой. Придумываем историю про ребенка, которого преследовали ровно такие же опасения и то, как он их преодолел.
- Арт-терапия. Рисуем, лепим или мастерим пугающий ребенка объект. Беседуем с ребенком об этом страхе, прорабатываем его образ и наделяем забавными или дружественными чертами.
- Терапия игрой. В роли чудовища может предстать родитель, игрушка или товарищ по игре.
- Развеивание тайны. Заключается в объяснении, почему шумит такой-то прибор.