Для начала следует отличить его от конфликта.
При конфликте есть две стороны, желающие решить проблему. При буллинге происходит психологическое насилие. Лишь жертва хочет, чтобы это прекратилось. Нападающие же, как правило, получают удовольствие.
Буллинг бывает двух видов:
1. Горизонтальный - между равными людьми (ученики в школе, сослуживцы в армии);
2. Вертикальный - между разными по званию людьми (учитель и ученик, начальник и подчинённый).
Попробуйте определить зачинщика.
При вертикальном виде всё просто. Как правило, зачинщик один. А вот в горизонтальном сложнее. Скорее это будет самый влиятельный, властный и агрессивный человек. Это будет неформальным лидером группы. Если такой имеется, то вероятность, что именно он провокатор очень велика.
Далее - разговор.
Психологи советуют поговорить именно с инициатором. Как правило, такие неформальные лидеры наедине становятся другими - им не нужно держать маску главаря, придумывать что-то. Выясните причину, по которой началась травля. Попросите прекратить. Если разговор заходит в тупик, поищите союзников, чтобы вы не чувствовали себя одиноко.
Конечно, повезёт если разговор пройдёт мирно, инициатор окажется понимающим, а коллектив успокоится. Если же нет, попробуйте обратиться к руководству. Классный руководитель или завуч не идут навстречу , или их меры бесполезны, лучше покинуть это место.
Несколько психологических аспектов. Чего нельзя делать ни при общении с инициатором травли, ни во время буллинга, ни в разговоре с начальством по поводу ситуации:
- отводить глаза в сторону, опускать их вниз
- говорить дрожащим голосом
- телом показывать свою неуверенность: сомкнутые ноги, прижатый подбородок, скрещенные руки
- соглашаться с каждым «нет» и не спорить
Только союзники, внутренний стержень и протестный настрой помогут человеку выйти из сложной, но типичной для многих коллективов ситуации.
Фото: Единственная