Роскошный ресторан, молодая пара. Приносят еду: что-то из «высокой кухни», небольшая порция и изысканная подача. Парень в ужасе. «Я мужчина и хочу мяса», - поет он и идет на другую сторону улицы, где расположен ресторан «Бургер Кинг». Там ему дают двойной воппер - бургер с большим количеством мяса. Занавес.
Этому рекламному ролику больше 10 лет, он вышел на экраны в 2006. Но с тех пор мало что изменилось в нашем восприятии связки «мужчина и мясо». Но из чего выросла такая тенденция, почему мясо - «мужской» продукт и как это влияет на мужчин с точки зрения врачей разного профиля?
«Мужская пища»: правда или стереотип
Ученые и врачи изучают эту связь с 1980-х годов, когда первые исследования того, чем питаются люди в зависимости от пола, показали, что в целом «мужской» едой чаще считается нездоровая пища в больших количествах. Исследование 2010 года, проведенное специалистами Университета Торонто, показало еще один интересный факт - на романтических ужинах женщины едят намного меньше мужчин, чтобы произвести хорошее впечатление.
Эти исследования интересны и в свете того, что модное сейчас вегетарианство считается почему-то «женской» прерогативой. «Мы провели опрос и выяснили - люди более критично относятся к мужчинам-вегетарианцам. И возможно, что происходит это как раз из-за «мясного» стереотипа», - говорит Мэтью Руби, профессор Школы Психологии и здравоохранения (Австралия).
И мужчины, и женщины при опросах используют такие термины, как «менее мужественный», «физически слабый» и «менее симпатичный», когда говорят о мужчинах, которые отказываются от мяса; некоторые женщины даже находят их менее привлекательными. В 2018 году итальянские исследователи из Университета Падуи проверили, как мужской рацион влияет на знакомства - и оказалось, что всеядные мужчины добиваются у женщин большего успеха.
Почему мясо стало «мужским» продуктом
В данный момент нет единого мнения относительно того, почему же именно мясо удерживает пальму первенства в списках «мужской» еды. Вот наиболее вероятные теории.
Мужчина - добытчик. Самое распространенное объяснение, впервые представленное Джулией Твигг в 1979 году, восходит к первобытной культуре. «Во многих культурах охота была мужской деятельностью», - говорит Руби. «Мужчины выходили, охотились и добывали мясо». Самыми успешными охотниками часто были крупные, сильные люди, которые могли сражаться с диким животным и выживать. Эти люди считались могущественными, и наличие мяса в еде общины было прямым отражением их силы.
Есть мясо - риск. В социологии мужественность описывается как характеристика, которую мужчины должны регулярно «зарабатывать» поступкам. Одним из основных способов это сделать является участие в рискованных мероприятиях. И диета с большим количеством мяса (которое вредно для организма, особенно в виде стейков, шашлыков и прочего) - один из вариантов такого риска. «Между нездоровым питанием и мужественностью существует такая связь: если вы настоящий мужчина, вас не должно беспокоить ваше здоровье», - говорит Руби.
Мясо - привилегия. Исторически красное мясо было роскошью, предназначенной для аристократов, которые на рубеже XIX века были в основном белыми мужчинами. В ходе колонизации англичанами Индии не раз звучал тезис о том, что английские солдаты лучше воюют в том числе из-за мяса в рационе.
Ветер культурных перемен: что дальше?
«Реклама потребления мяса все еще ориентирована больше на мужчин. Посмотрите на ролики фаст-фуда - большие порции, большие котлеты. Но сегодня мы видим популярность вегетарианства, различных растительных диет, и компании под это подстраиваются. Бургер "Le Grand Veggie" от сети «Макдональдс» во Франции - хороший тому пример.
Не исключено, что в ближайшее время тренд сместится в сторону более здорового питания - но мясо, скорее всего, так и останется типично «мужским» продуктом. Гендерные клише и ожидания потребителя пока сильнее здравого смысла», - резюмируют специалисты.
Фото: vistanews.ru