ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО, характеризует воспламеняемость
и сгорание топлив в дизельных двигателях. Численно равно содержанию (%
по объему) цетана (Ц. ч. этого соед. принято за 100) в его смеси сметилнафталином
(Ц. ч. равно 0), при к-ром данная смесь эквивалентна по воспламеняемости
исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. Напр., если испытуемое
топливо в камере сгорания двигателя воспламеняется так же, как смесь 45%
цетана и 55%метилнафталина,
то такое топливо имеет Ц. ч. 45.
Ц. ч. определяется строением и содержанием
углеводородов, входящих в состав топлива (см. Дизельные топлива). Наиб.
высокие Ц. ч. характерны для парафиновых углеводородов нормального строения,
минимальные - для ароматич. углеводородов (особенно для бициклических);
с увеличением содержания последних Ц. ч. уменьшается. Для высококипящих
фракций дизельных топлив Ц. ч., как правило, выше, чем для низкокипящих.
Испытания топлив на воспламеняемость проводят
на спец. установке с одноцилиндровым двигателем, определяя длительность
периода задержки воспламенения исследуемого образца после его впрыска в
камеру сгорания. Для оценки Ц. ч. расчетным путем по разл. физ.-хим. показателям
топлив (средняя т-ра кипения, групповой углеводородный состав, вязкость,
плотность и др.) предложен ряд эмпирич. ф-л. Используя одну из них, находят
т. наз. дизельный индекс (характеризует пусковые св-ва и испаряемость топлива):
где tан - анилиновая точка, °С;- плотн. топлива при 15 °С. Значениям ДИ соответствуют определенные значения Ц. ч.:
Установлено, что углеводороды с высокими Ц. ч. обладают низкой детонац. стойкостью, т. е. чем выше октановое число топлива, тем ниже его Ц. ч. и наоборот. Добавление в дизельные топлива бензиновых фракций всегда приводит к снижению их Ц. ч. Для его повышения (на 8-12%) в топливо вводят в кол-вах 0,5-1,0% по массе спец. присадки, напр. изопропилнитрат.
Лит.: Гуреев А. А., Фукс И. Г.,
Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 137-40.