ФОТОГРАФИЯ ЦВЕТНАЯ
(от греч. phos, род. п. photos -свет и grapho - пишу), совокупность способов
и процессов получения изображения объекта фото- и киносъемки в. натуральных
цветах.
Большинство способов Ф.
ц. основано на трехкомпонент-ной теории цветового зрения, согласно к-рой любой
цвет можно получить из комбинации излучений трех основных цветов - красного,
зеленого и синего. При фотосъемке раздельно
регистрируют на фотопленке действие этих излучений в виде трех фотографич. изображений
(стадия цветоделения), к-рые на послед, стадии используют для цветовоспроизведения
(синтез цветов).
Цветоделенные изображения
м. б. получены на обычных черно-белых или многослойных цветных фотографич. материалах.
В первом случае с объекта съемки экспонированием через красный, зеленый и синий
светофильтры получают три одноцветных негатива, с к-рых печатают три частичных
позитивных изображения; совмещая последние по контуру и проецируя через светофильтры
на экран, получают цветное фотографич. изображение объекта (аддитивный способ
синтеза цветовоспроизведений).
В наиб. распространенном
случае с использованием многослойных цветных фотоматериалов цветоделение достигается
путем избират. поглощения основных цветов тремя гало-геносеребряными светочувствит.
слоями (рис. 1): верхний несенсибилизированный слой чувствителен только к синим
лучам, средний оптически сенсибилизирован к зеленым лучам, нижний - к красным
(см. Сенсибилизация оптическая). Скрытое фотографич. изображение образуется
в каждом из трех эмульсионных слоев лишь под действием соответствующей части
видимого света.
По способу воспроизведения
цветного изображения различают гл. обр. негативно-позитивные и позитивные (с
обращением) процессы. При негативно-позитивном процессе превращение скрытого
изображения в видимое на первой стадии осуществляется под действием спец. проявителей
для Ф. ц. (т. наз. цветных проявителей), к-рые не только превращают AgHal в
металлич. Ag, но и вместе с цветообразующими компонентами эмульсионных слоев
участвуют в образовании изображения из орг. красителей (см. Проявление фотографического
изображени). В верх. слое получается изображение из желтого красителя,
в среднем - из пурпурного, в нижнем -из голубого, т. е. цвет частичных изображений
является дополнительным к цвету лучей при экспонировании (суб-трактивный способ
цветовоспроизведения, или гидротипия). Красители осаждаются на тех участках
эмульсионного слоя, на к-рых есть металлич. серебро; поэтому полученное цветное
изображение оказывается совмещенным с серебряным черно-белым. Позитивное изображение
получают печатанием негатива на многослойной цветной фотобумаге; при этом все
цвета на позитиве воспроизводятся такими же, как у фотографируемого объекта.
В случае позитивного (с
обращением) процесса обработку экспонированного цветного фотоматериала ведут
сначала в обычном черно-белом проявителе, содержащем в качестве проявляющего
в-ва гидрохинон (иногда с фенидо-ном); при этом в эмульсионных слоях образуются
три негативных цветоделенных изображения, состоящие из металлич. Ag. Затем фотографич.
материал без фиксирования засвечивают
и под действием цветных проявителей из остаточного AgHal во всех эмульсионных
слоях получают частичные позитивные изображения из смеси металлич. Ag с красителем
соответствующего цвета. После отбеливания Ag, фиксирования, промывки и сушки
в эмульсионных слоях остаются изображения из красителей (частичные одноцветные
позитивы), образующие в совокупности требуемые цвета объекта съемки (см. также
Химико-фотографическая обработка фотоматериалов).
При нек-рых способах позитивной
Ф. ц. для экспонирования используют черно-белые фотоматериалы, вводя цветооб-разующие
компоненты в состав проявителей. Получаемые этим способом изображения отличаются
высоким качеством цветовоспроизведения, однако обработка фотоматериала включает
раздельное для каждого слоя засвечивание и проявление цветными проявителями,
что значительно усложняет процесс.
Для получения копий с многоцветных
позитивов (п о з и -т и в н о-позитивный процесс) используют фотоматериалы,
в светочувствит. слои к-рых заранее вводят желтый, пурпурный и голубой красители.
При печатании, напр. с цветных "слайдов", в каждом слое цветного
фотоматериала возникают скрытые фотографич. изображения, а после черно-белого
проявления - цветоделенные негативы, состоящие из металлич. Ag. При послед,
отбеливании в кислой среде (Ag переходит в AgHal) красители разрушаются, превращаясь
в бесцв. аминосоединения, а остаточные кол-ва красителей образуют в каждом слое
соответствующие частичные позитивные изображения.
Широкое распространение
получил цветной процесс с диффузионным переносом изображения, в результате к-рого
на бумаге получают единственный цветной позитив (т. наз. моментальная съемка,
или поляроид-процесс). Такой процесс является одноступенным: хим.-фотографич.
обработка экспонированной пленки и получение позитива происходят одновременно
непосредственно в фотоаппарате. Фотокомплект для съемки содержит катушки с намотанными
на них цветной негативной пленкой и слабочувствит. фотобумагой и ампулы с пастообразным
проявляюще-фиксирую-щим составом. После экспонирования пленка вместе с бумагой
протягивается в обрабатывающую камеру фотоаппарата; при этом ампулы раздавливаются
и паста равномерно распределяется между фотослоем негативного материала и приемным
позитивным слоем (см. Репрография).
В используемой в этом процессе цветной фотопленке (рис. 2) каждый из трех желатиновых слоев с определенной спектральной чувствительностью разделен на два подслоя -верхний, светочувствит. (содержащий AgHal), и нижний, окрашенный в дополнительной к цвету зональной чувствительности верх. подслоя (соотв. в желтый, пурпурный и голубой). Молекула каждого красителя содержит т. наз. проявляющую группировку (напр., гидрохиноновую), к-рая придает ему способность диффундировать (в щелочной среде) в соответствующий верх. подслой и проявлять в нем скрытое цветоделенное изображение. Молекулы красителя, участвующие в проявлении, окисляются и теряют способность диффундировать, оставаясь в "своих" подслоях; неизмененные молекулы красителя, продолжая диффундировать, достигают желатинового слоя бумаги, находящегося в контакте с многослойной цветной пленкой, и участвуют в образовании цветного позитивного изображения в соответствии с субтрак-тивным принципом цветовоспроизведения.
Рис.2. Схема диффузионного
цветного фотографического процесса (с обращением). Штриховкой обозначены черно
белые цветоделенные негативные изображения, состоящие из металлического серебра.
Кроме обычной Ф. ц., воспроизводящей
действительные цвета объектов съемки, в научной фотографии (напр., при аэрофотосъемке
прир. объектов, съемок в космосе) используют двух- или трехслойные спектрозональные
пленки, чувствительные к отдельным зонам спектра, включая ИК излучение. Цвета
на получаемых позитивах передаются с заведомым искажением, что позволяет наиб.
четко выделить малоразличимые в естественных условиях детали местности. Фотографирование
на черно-белые или цветные спектрозональные пленки проводят спец. фотоаппаратом
с желтым или красным светофильтрами; при печати применяют обычные цветные (многослойные)
или спец. спектрозональные (двухслойные) фотобумаги и позитивные пленки. В черно-белом
варианте сначала получают цветоделенные изображения в неск. зонах спектра, к-рые
при цветовоспроизведении совмещают и рассматривают непосредственно или через
соответствующие светофильтры; в цветном варианте цветоделенные изображения обычно
совмещены. Спектрозональную фотографию в рентгеновских лучах используют для
микрофотосъемки биол. объектов и шлифов минералов, содержащих разл. включения.
Осуществляют такую съемку на обычных трехслойных цветных фотоматериалах; при
этом различие цвета изображения соответствует разл. глубине проникновения излучения
(через один, два или три эмульсионных слоя).
Впервые на возможность
фотографич. цветовоспроизведения указал Дж. Максвелл (1861), к-рый и осуществил
аддитивный способ синтеза цветов. Субтрактивный способ цветовоспроизведения,
наиб. употребляемый в настоящее время, был предложен Л. Дюко дю Ороном (1868).
Основы цветоделения и цветовоспроизведения на цветных фотоматериалах были заложены
нем. химиками Б. Гомолькой (1907) и P. Фишером (1912); сами материалы впервые
были выпущены в 1935 амер. фирмой "Истмен Кодак", а затем германской
-"Агфа". Негативно-позитивный процесс на цветных фотоматериалах
впервые осуществлен в 1939 на фирме "Агфа"; материалы для позитивно-позитивного
процесса печатания копий появились в 60-е гг. в Швейцарии (фирма "Сиба-Гей-ги");
в США на фирме "Поляроид" в те же годы был осуществлен цветной процесс
с диффузионным переносом изображения, изобретенный Э. Лэндом в 1948.
Лит.: Артюшин Л.Ф.,
Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, M., 1970; Зернов
В.А., Цветоведение, M., 1972; Джеймс Т., Теория фотографического процесса, пер.
с англ., Л., 1980; Артюшин Л.Ф., Цветная фотография, M., 1986; Кисел ев А.Я.,
Вилен-ский Ю.Б., Физические и химические основы цветной фотографии, 2 изд.,
Л., 1990; Редько А.В., Основы черно-белых и цветных фотопроцессов, M., 1990;
Фотография. Энциклопедический справочник, Минск, 1992.