СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА, жидкие
смазочные материалы, предназначенные для уменьшения трения и износа узлов и
деталей машин и механизмов, защиты их от коррозии, очистки трущихся пов-стей
от загрязнений и отвода от них теплоты. В зависимости от способа получения С.м.
подразделяют на нефтяные масла, синтетические масла, масла растит. и
животного происхождения. Объем произ-ва животных масел невелик; чаще других
применяют касторовое и костное масла, причем, как правило, в качестве компонентов
нефтяных и синтетич. масел.
По назначению различают
моторные масла (см. также Автолы, Газотурбинные масла, Загущенные
масла, Прира-боточные масла и др.), трансмиссионные масла, энергетич.
масла (см. Изоляционные масла, Компрессорные масла, Турбинные масла), индустриальные
масла (см. также Приборные масла, Редукторные масла), технол. масла
(см. Технологические смазочные материалы), консервационные масла, мед.
и парфюм. масла (см. Белые масла). Качество С. м. определяется комплексом
эксплуатац. св-в, основные из к-рых рассмотрены ниже.
Смазочные св-ва характеризуют
способность масел уменьшать трение, снижать или предотвращать износ, заедание
и задир пов-стей трения, ослаблять либо замедлять контактную усталость взаимодействующих
металлич. пов-стей, обеспечивать более прочный контакт смыкающихся пов-стей
во фрикционных механизмах и др.
Вязкостные св-ва характеризуют
вязкость масел в заданных условиях работы и зависимость ее от т-ры, давления
и приложенного напряжения сдвига. Особенно важны вязкостно-температурные св-ва:
с понижением т-ры вязкость существенно возрастает, что затрудняет пуск и начало
движения машин и механизмов; при выборе масла обычно стремятся к тому, чтобы
в заданном диапазоне т-р вязкость изменялась незначительно.
Низкотемпературные св-ва
характеризуют способность масел поступать в зазор между трущимися пов-стями
при низких т-рах и обеспечивать надежную работу машин и механизмов с момента
их пуска до выхода на. установившийся температурный режим. Высокотемпературные
св-ва характеризуют термич. и термоокислит. (воздействие кислорода воздуха)
стабильность масел при высоких т-рах.
Антикоррозионные и защитные
св-ва характеризуют способность масел: а) не вызывать коррозию металлич.
узлов и деталей и защищать их от воздействия агрессивных в-в, если они образовались
в масле при работе или попали в него извне; б) защищать металлич. пов-сти от
электрохим. (в т. ч. атмосферной) коррозии в период хранения техники во время
длительных остановок и ее эксплуатации во влажном климате.
Моюще-диспергирующие
св-ва характеризуют способность масел препятствовать отложению на металлич.
пов-стях продуктов окисления и загрязнений путем поддерживания их во взвешенном
состоянии в виде тонко диспер-гир. частиц. Деэмульгирующие св-ва характеризуют
способность масел предотвращать образование стойких эмульсий при попадании в
них посторонних жидкостей (в первую очередь воды).
Антипенные св-ва характеризуют
способность масел препятствовать образованию стабильной пены, особенно при работе
их в циркуляц. системах смазки в условиях интенсивного перемешивания с воздухом,
а также в вакууме. Совместимость с неметаллич. материалами характеризует способность
масел не вызывать размягчение, набухание или охрупчивание натурального и синтетич.
кау-чуков, пластмасс, лаков и др. и не вымывать из них отдельные ингредиенты.
Для улучшения или сохранения
на длительный срок описанных и иных эксплуатац. св-в С. м. к их основе (базовому
маслу) добавляют в кол-вах 0,001-20% по массе разл. функцией, присадки (см.
Металлоплакирующие смазочные материалы, Присадки к смазочным материалам).
Это обеспечивает надежную работу узлов трения при т-ре от —70 до 280-300
°С давлении до 3000-3500 МПа, частотах вращения до 1300 с , скоростях скольжения
в трущихся контактах до 20м/с. Отработанные С.м. подвергают регенерации с целью
их повторного использования. При регенерации из масел удаляют продукты износа,
термич. разложения и окислит. полимеризации, мех. примеси, воду. Методы регенерации,
осуществляемой на спец. установках, подразделяют на физ. (сепарация, фильтрование,
отстаивание, а иногда отгонка легких нефтяных топливных фракций), физ.-хим.
(адсорбция, коагуляция растворенных смолис-то-асфальтеновых в-в, очистка селективными
р-рителями) и хим. (сернокислотная или щелочная очистка). По сравнению с качеством
исходных С. м. качество регенерир. масел неск. хуже, поэтому сроки их службы
сокращены.
При произ-ве и применении
С. м. контролируют их св-ва, определяя физ.-хим. (вязкость, плотность, т-ры
вспышки и застывания, кислотное число, зольность, цвет и др.) и нек-рые эксплуатац.
(смазочные св-ва, агрессивность, эмульгируемость и т.д.) показатели качества.
При изменении технологии, замене сырья или отдельных компонентов, передаче произ-ва
на др. предприятие проводят т. наз. ква-лификац. испытания. При этом определяют
соответствие требованиям стандартов (техн. условий) испытуемых образцов и возможность
их использования наравне с эталонными с помощью лаб. методов, испытаний на модельных
установках и полноразмерных механизмах. Св-ва новых С. м. устанавливают, выполняя
в неск. этапов государств. приемочные испытания (лаб.-стендовыс стендовые, полигонные
и эксплуатационные). Мировое произ-во С. м. составляет ок. 20 млн. т/год (1989).
Лит.: Теоретические
основы химмотологии, под ред. А. А. Браткова, М., 1985; Гуреев А. А., Фукс И.
Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986; Топлива, смазочные материалы, технические
жидкости. Ассортимент и применение. Справочное издание, под ред. В. М. Школьникова,
М., 1989.
А. В. Виленкин.