СМАЗОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ,
совокупность св-в смазочных материалов, позволяющих им снижать трение
между трущимися деталями машин и механизмов, уменьшать износ, предотвращать
задиры, заедание и сваривание металлич. пов-стей. С. д. обусловлено способностью
масел или смазок снижать сопротивление контактируемых пов-стей твердых тел тангенциальным
силам сдвига и повышать сопротивление сближению их под действием нормальных
нагрузок. Чем меньше первая составляющая и больше вторая, тем лучше смазочная
способность.
Различают два осн. режима,
при к-рых проявляется эффективность С. д. смазочных материалов,-жидкостный,
или гидродинамический, и граничный. При жидкостном режиме трущиеся пов-сти разделены
непрерывным слоем смазочного материала, при граничном-тонкой и неравномерной
пленкой. В реальных условиях обычно одновременно реализуются оба режима. При
жидкостном режиме трущиеся пов-сти разделены непрерывным слоем смазочного материала,
при граничном-тонкой и неравномерной пленкой. В реальных условиях обычно одновременно
реализуются оба режима. При толщине смазки в неск. долей мкм С. д. определяется
ее физ.-хим. взаимодействием с трущимися металлич. пов-стями, сопровождающимся
гл. обр. их пластифицированием, а также образованием адсорбц. и хемо-сорбц.
слоев. См. также Трение.
Существ. вклад в С. д.
вносит т. наз. эффект Ребиндера-адсорбц. пластифицирование, или понижение твердости
поверхностного слоя тела. Этот эффект распространяется на небольшую глубину
и зависит от природы твердых тел, состава смазочного материала и сопровождается
снижением в поверхностном слое сопротивления сдвигу. Вследствие этого увеличивается
истинная площадь контакта, уменьшаются местные напряжения, сопротивление сдвигу
выступов шероховатости пов-сти и, кроме того, толщина деформируемого слоя и,
следовательно, работа сил трения. Важную роль играет также изменение реологич.
св-в смазочного материала под нагрузкой вблизи твердой пов-сти, в т. ч. увеличение
вязкости и переход к вязкопластичному режиму деформирования.
Ужесточение режимов эксплуатации
(повышение т-ры, нагрузки, скорости перемещения, ресурса работы и т.д.) совр.
транспортных ср-в и пром. оборудования требует улучшения качества смазочных
материалов и прежде всего их С. д. Для его улучшения в состав смазочного материала
вводят (часто одновременно) загустители, наполнители и присадки (см. Присадки
к смазочным материалам). Загустители-мыла, твердые углеводороды (петролатум,
церезин), неорг. (бентонит, силикагель) и орг. (пигменты, кристаллич. полимеры,
производные мочевины) соединения, ПАВ. Наполнителями служат обычно твердые кристаллич.
добавки (графит и его фториды, MoS2, нек-рые оксиды и иодиды металлов
и др.). С. д. твердых смазочных покрытий (см. Твердые смазки)обусловлено
слабыми связями между слоями кристаллич. решетки и сильными-в плоскости слоя.
При нанесении пленок мягких металлов С. д. определяется их высокой адгезией
к твердой подложке при относит. легкости деформирования.
Лит. см. при статьях
Антифрикционные смазки. Пластичные смазки, Присадки к смазочным материала,
Смазочные материалы.