РЕАКТИВНЫЕ ТОПЛИВА,
смеси углеводородов, используемые в качестве топлив для воздушно-реактивных
авиац. двигателей. Р. т. служат лигроино-керосиновые (см. Авиакеросин), бензино-керосиновые
и газойлевые фракции, получаемые прямой перегонкой малосернистых и сернистых
нефтей и путем вторичных процессов их переработки (гидрокрекинг, гидроароматизация,
термич. и каталитич. крекинг, коксование). Характеристика Р. т. представлена
в таблице.
Присутствие H2S,
водорастворимых к-т и щелочей, мех. примесей и воды не допускается. Р. т., особенно
применяемые в сверхзвуковой авиации, должны обладать высокой термич. стабильностью,
достигаемой макс. удалением из топлива серо-, азот- и кислородсодержащих соед.,
а также низкой коррозионной активностью, обусловленной наличием примесей V (т.
наз. ванадиевая коррозия) и S. Поэтому перед
отправкой потребителям Р. т. часто подвергают глубокому гидрированию, гидроочистке
и иногда гидрообессериванию.
Для улучшения эксплуатац.
св-в Р. т. в них вводят присадки (до 2% по массе): антиокислительные (напр.,
2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол); защитные, предотвращающие электрохим.
коррозию (алкилир. пирокатехин и др.); деак-тиваторы металлов, подавляющие их
каталитич. действие на окисление топлив [напр., N, N'-бис-(салицилиден)этилен-диамин];
противоизносные (пром. фракции жирных к-т и др.); противообледенительные (напр.,
этилцеллозольв); антистатические (напр., хромовые соли синтетич. жирных к-т)
и др. (см. также Присадки к топливом).
Лит.: Чертков Я.
Б., Спиркин В. Г., Применение реактивных топлив в авиации, М., 1974; Химмотология
в гражданской авиации. Справочник, М., 1983; Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи
В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 161-91; Справочник нефтепереработчика, Л.,
1986, с. 433-34. В. Г. Спиркин.