ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО, показатель,
характеризующий детонац. стойкость топлив для карбюраторных двигателей внутр.
сгорания. Численно равно содержанию (в % по объему) изооктана в его смеси с
н-гептаном, при к-ром эта смесь эквивалентна по детонац. стойкости исследуемому
топливу в стандартных условиях испытаний. Изооктан трудно окисляется даже при
высоких степенях сжатия, и его детонац. стойкость условно принята за 100 единиц.
Сгорание в двигателе н-гептана даже при невысоких степенях сжатия сопровождается
детонацией, поэтому его детонац. стойкость принята за 0. Для оценки О. ч. выше
100 создана условная шкала, в к-рой используют изооктан с добавлением разл.
кол-в тетраэтилсвинца.
Детонац. испытания проводят
на полноразмерном автомобильном двигателе или на спец. установках с одноцилиндровыми
двигателями. На полноразмерных двигателях в стендовых условиях определяют т.
наз. фактическое октановое число (ФОЧ), в дорожных условиях - дорожное октановое
число (ДОЧ). На спец. установках с одноцилиндровым двигателем определение О.
ч. принято проводить в двух режимах: более жестком (моторный метод) и менее
жестком (исследовательский метод). О. ч. топлива, установленное исследовательским
методом, как правило, несколько выше, чем О. ч., установленное моторным методом
(см. табл.). Разность между этими О. ч. характеризует чувствительность топлива
к режиму работы двигателя.