МОТOРНЫЕ ТОПЛИВА, смеси жидких углеводородов с неуглеводородными примесями, компонентами разл. происхождения и присадками (см. Присадки к топливом), используемые в качестве топлив для двигателей. М. т. получают гл. обр. путем переработки нефти, прир. и попутных газов. В зависимости от типа двигателей М. т. подразделяют на неск. групп:

https://www.pora.ru/image/encyclopedia/7/3/5/8735.jpeg

В двигателях с принудит. воспламенением испарение топлива и образование топливно-воздушной смеси происходит при относительно невысоких т-рах, поэтому в таких двигателях применяют легкоиспаряющиеся бензиновые фракции углеводородов, выкипающие в пределах 40-200 °С. Бензины приготовляют смешением разл. компонентов: бензинов ка-талитич. крекинга и риформинга, алкилата, изомеризата и др. В качестве присадок используют антидетонаторы (тетра-этил- и тетраметилсвинец в виде этиловых жидкостей, см. Антидетонаторы моторных топлив); антиокислители (фе-нил-n-аминофенол, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, смеси фенолов из древесной или кам.-уг. смолы); деактивато-ры металлов (N,N'-бис-салицилиденэтилендиамин); соед. с моющими и антиобледенит. св-вами (спирты, эфиры).

В быстроходных двигателях с воспламенением от сжатия применяют фракции углеводородов, выкипающие в пределах 180-360 °С; в утяжеленных топливах конец кипения 380-400 °С. Дизельные топлива получают прямой перегонкой нефтей с послед. гидроочисткой (содержание S 0,2-0,5% по массе). В качестве компонента используют легкий газойль каталитич. крекинга. Для улучшения эксплуатац. св-в товарных топлив в них могут добавлять присадки, повышающие цетановое число (изопропил- или циклогексилнитрат), антиокислители, ПАВ с защитными св-вами, биоцидные, антидымные (соед. Ва и др.), снижающие т-ру застывания (депрессоры-сополимеры этилена с винилацетатом и т.д.). Тихоходные дизели менее требовательны к качеству топлива и в них применяют тяжелые дистиллятные, а иногда и смеси с остаточными нефтяными фракциями.

Для воздушно-реактивных двигателей наиб. пригодны по эксплуатац. св-вам керосиновые фракции с пределами выкипания 140-280 °С. Такие топлива получают обычно прямой перегонкой нефти с применением гидроочистки и добавлением присадок, в т.ч. антиокислителей (2,6-ди-трет-бу-тил-4-метилфенол), противоизносных (смеси нафтеновых к-т), антисептических, биоцидных и антиводокристаллизую-щих (метил- и этилцеллозольвы, гидрофуриловый спирт и др.). Для газовых турбин и котельных установок используют тяжелые дистиллятные фракции прямой перегонки нефти и вторичных процессов ее переработки, а также тяжелые нефтяные остатки.

В последние годы все шире применяют М.т., вырабатываемые из ненефтяного сырья (см. Альтернативные топлива). Сжатые (основа СН4, давление 15-20 МПа) и сжиженные (основа С3Н8 и С4Н10, давление 1,6 МПа) газы используют гл. обр. в двигателях с принудит. воспламенением. Перспективны жидкие топлива, получаемые при переработке углей, сланцев, битуминозных песков и др. В качестве самостоятельных М.т. или их компонентов находят применение такие кислородсодержащие продукты, как спирты (метанол, этанол) и эфиры (метил-трет-бутиловый и ме-тил-трет-амиловыи, октановое число 115-120), к-рые можно добавлять в автомобильные бензины в кол-ве 7-11% по массе. Из спиртов наиб. перспективен метанол, т.к. его произ-во обеспечено широкими сырьевыми ресурсами. См. также Авиакеросин, Дизельные топлива. Газотурбинные топлива, Котельные топлива, Реактивные топлива.

Лит.: Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 93-191; Справочник нефтепе.реработчика, Л., 1986, с. 430-36. А. А. Гуреев.