МОТОРНЫЕ МАСЛА, смазочные
нефтяные и синтетич. масла, используемые в поршневых (карбюраторных и дизельных),
а также газотурбинных (см. Газотурбинные масла) двигателях
для уменьшения трения скольжения и износа деталей и узлов, отвода тепла от трущихся
пов-стей и уплотнения зазоров гл. обр. в цилиндропоршневых группах. Наиб. распространены
дизельные М.м., применяемые для смазки автотракторных, транспортных, стационарных,
тепловозных и судовых двигателей. Карбюраторные М.м. используют только в автомобильных
двигателях. Масла, предназначенные для обоих типов двигателей, наз. универсальными.
Особая группа М.м.-авиационные масла. По сезонности применения различают зимние,
летние и все-сезонные масла.
М.м. подвергаются значительным
мех. и термич. воздействиям. Они не должны сильно разжижаться топливом, терять
текучесть при низких т-рах, вспениваться, интенсивно испаряться, образовывать
осадки и смолистые отложения; должны обладать хорошими противоизносными и анти-фрикц.
св-вами, не вызывать коррозию металлов и не разрушать др. конструкц. материалы,
напр. резины. Осн. характеристики М.м.: вязкость 6-20 мм2/с (100°С),
т.всп. 200-220 °С, т. заст. от - 15 до - 35 °С, зольность 0,95-1,65%
по массе.
М. м. приготовляют гл.
обр. на основе нефтяных фракций. Последние по способу произ-ва подразделяют
на дистил-лятные (получают вакуумной перегонкой нефти) и остаточные (производят
очисткой гудронов, образующихся при перегонке мазутов). Масла требуемой вязкости
вырабатывают, как правило, компаундированием дистиллятных и остаточных компонентов.
Нефтяные М.м.-жидкие смеси изо-парафиновых, нафтеновых, ароматич. и нафтеноароматич.
углеводородов (мол. м. 300-600). Все большее применение находят синтетические
М.м., к-рые в отличие от нефтяных выдерживают без заметного разложения и испарения
высокие рабочие т-ры (до 700 °С и выше) и сохраняют подвижность (без потери
текучести) при низких т-рах (до — 40°С и ниже), что облегчает запуск двигателей.
Базовые синтетич. масла-преим. поли-a-олефины, диэфиры (на основе сложных эфиров
дикарбоновых к-т), полиалкилен-гликоли, диалкилбензолы. Наряду с синтетич. маслами
используют также нефтяные основы с добавками синтетич. компонентов.
Для улучшения эксплуатац.
св-в М.м. в них вводят присадки (1-25% по массе): моюще-диспергирующие (сульфо-наты,
салицилаты и феноляты Са, сукцинимиды)-для предотвращения образования на деталях
двигателей нагаров и лаковых пленок; антиокислит. и противоизносные (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол,
диалкидитиофосфаты Zn); антифрикционные (MoS2, графит)-для снижения
потерь на трение и снижения расхода топлива; загущающие, или вязкостные (полиизобутилен,
полиметакрилаты); депрессорные (алкилнафталины)-для снижения т-ры застывания
масел; антипенные (полиметилсилоксан). Добавлением спец. ингибиторов коррозии
(производные сукцинимида и др.) получают т. наз. рабочие консервац. масла, обеспечивающие
длительное (10 лет и более) хранение двигателей.
Отработавшие нефтяные М.м.
необходимо заменять новыми через 6-12 тыс. км пробега машин или 120-480 ч функционирования
двигателей; сроки смены синтетич. масел в 1,5-2,0 раза больше. Для повторного
использования таких масел их подвергают спец. обработке с целью регенерации-восстановления
эксплуатац. св-в (см. Смазочные масла). Мировое произ-во М.м. более 15
млн. т/год (1989).
Лит.: Куляев А.
М., Химия и технология присадок к маслам и топливам, М., 1972; Товарные нефтепродукты.
Свойства и применение. Справочник, 2 изд., М., 1978, с. 91-125; Гуреев А. А.,
Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 224-39; Справочник нефтеперерабо
гчика, Л., 1986, с. 438-47; Мамедьяров М.А., Химия синтетических масел, Л.,
1989.
В. Л. Лашхи.