МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ, суспензии пигментов или их смесей с наполнителями в олифах. Содержат также сиккативы (напр., нафтенаты Mn, Pb или Со) и в нек-рых случаях ПАВ (напр., лецитин, мыла Zn, Сu, Ва), облегчающие диспергирование пигментов. При наличии в составе М.к. помимо олиф др. пленкообразователей (нек-рых прир. смол, напр. канифоли, копалов, янтаря, а также эфиров целлюлозы или др.) их наз. эмалевыми красками (масляными эмалями). В качестве пигментов используют ТiO2, цинковые и свинцовые белила, кроны, охру, железный сурик, сажу и др., в качестве наполнителей - тальк, каолин, барит и др.
М.к. выпускают густотертыми (пастообразными), содержащими 11-33% по массе олифы, и готовыми к употреблению (жидкие; содержание олифы 23-38% по массе). Первые готовят смешением пленкообразователя с пигментом в смесителе и послед. диспергированием ("перетиром") полученной пигментной суспензии в краскотерке, вторые - разбавлением густотертой краски олифой до рабочей вязкости или перемешиванием всех компонентов в шаровой мельнице. Наносят М.к. распылением, кистью, валиком и др. методами (см. Лакокрасочные покрытия). Отверждаются при комнатной т-ре в течение не менее 24 ч. Покрытия обладают удовлетворит. атмосферостойкостью (3-5 лет), невысокими декоративными св-вами, медленно набухают в воде, их термостойкость и устойчивость к воздействию к-т и особенно щелочей невелики. Полиненасыщенность, характерная для олиф, обусловливает склонность покрытий к старению (уменьшаются эластичность и адгезия, изменяется цвет), усиливающемуся в присут. сиккативов. Применяют М. к. в быту и стр-ве для окраски стен, крыш, деревянных и металлич. конструкций; художеств. М. к. (суспензии пигментов в отбеленном рафинированном льняном масле) используют в живописи. М.к. вытесняются алкидными эмалями (см. Алкидные смолы).
Лит.: Дринберг А. Я., Технология пленкообразующих веществ, М., 1948; Пэйн Г. Ф., Технология органических покрытий, пер. с англ., т. 1-2, Л., 1959-63; Сорокин М. Ф., Шодэ Л. Г., Кочнова З. А., Химия и технология пленкообразующих веществ, М., 1981. Б. Р. Лившиц.