БИТУМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, материалы на основе прир. асфальтов или нефтяных битумов. Содержат заполнители (щебень, песок, тальк, зола, молотая резина и др.), полимерные модифицирующие добавки (натуральный, хлоропреновый, бутадиен-стирольный каучуки, атактич. полипропилен, бутадиен-стирольные термоэластопласты), а также спец. добавки - антистатики, пластификаторы, разжижители, эмульгаторы и др. Широкое распространение Б. м. обусловлено их гидрофобностью, высокой радиационной стойкостью, легкостью переработки, а также доступностью нефтяных битумов. Ниже рассмотрены осн. типы Б. м.
Рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы (рубероид, пергамин, изол, фольгоизол, гидроизол, стеклорубероид и др.) - важнейшие Б.м. Обычно их основа - картон, алюминиевая фольга, разл. волокна. При 160-180°С основу совмещают с разл. битумными пропиточными и покровными композициями. Рубероид изготовляют пропиткой кровельного картона полутвердыми битумами с послед. покрытием его с обеих сторон слоем тугоплавкого твердого битума и защитной посыпкой минер. порошками (асбест, тальк и т.п.). Технич. показатели рубероида: масса 1 м2 - 250-420 г; т-ра размягчения пропиточной композиции 40°С (метод кольца и шара), покровной битумной композиции 85-90 °С; содержание минер. заполнителя в покровной композиции 10-20% от ее массы; прочность при растяжении полоски шириной 50 мм - 180-340 Па; миним. время, в течение к-рого рубероид остается водонепроницаемым при давлении воды 1500 ГПа,-10 мин. Рубероид применяется для устройства кровель жилых и пром. зданий. Объем произ-ва рубероида в СССР ок. 2 млрд. м2/год. Рулонные Б. м. без основы изготовляют формованием в шприцмашинах и на каландрах в виде непрерывных профилей или листов.
Асфальтобетоны и асфальтополимербетоны - уплотненная тромбованием смесь битума с сухими ингредиентами (щебень, песок, минер. порошок, полимерная добавка), к-рую приготовляют при 110-160°С Различают три типа асфальтобетона: горячий, содержащий твердый битум, укладываемый и уплотняемый при т-ре не ниже 120°С; теплый - с полутвердым битумом и т-рой уплотнения 40-80°С; холодный - с жидким битумом, уплотняемый при т-ре окружающего воздуха, но не ниже 10°С. Все типы асфальтобетона обладают способностью сохранять при увлажнении сцепление с шинами автомобилей. Их применяют для создания покрытий автомобильных дорог и аэродромов, противофильтрационных экранов при стр-ве плотин, каналов, хранилищ хвостов флотации.
Приклеивающие и герметизирующие мастики делят на два типа: горячие, к-рые состоят из битумов с добавкой заполнителей (асбест, тальк и др.) и используются в нагретом состоянии; холодные, получаемые растворением битумов в орг. р-рителях (см. Битумные лаки). Применяют мастики для наклеивания рулонных Б. м. на различные пов-сти (деревянная опалубка, железобетонные плиты, кирпичная стена), склеивания рулонных материалов при создании многослойных покрытий, для антикоррозионного покрытия хим. аппаратуры, уплотнения и обмазки трубопроводов и др.
Битумные эмульсии -дисперсия битумов в воде. Их приготовляют смешением ингредиентов в скоростных механич. и ультразвуковых диспергаторах с добавлением эмульгаторов (щелочей, мыла и др.) и каучуковых латексов в кач-ве связующих. Для анионных эмульсий рН составляет 7-10, для катионных-2-4. Эмульсии применяют в кач-ве вяжущих материалов при стр-ве и ремонте дорог.
Лит.: Грудни ков И. Б., Современная технология производства окисленных
битумов, М., 1980; Битумные материалы. Асфальты, смолы, пеки, пер. с англ.,
М., 1974; Стабников Н. В., Асфальтополимербетонные облицовки северных гидротехнических
сооружений. Л., 1980; Завражин Н. Н., Кровельные работы, 2 изд., М., 1984;
Конструкции крыше рулонными и мастичными кровлями, пер. с чеш.. М.. 1984.
В.
Н. Бородин.