Интеллект будущего ребенка зависит от локуса контроля его матери

Все наши успехи и неудачи связаны с какими-либо внешними или внутренними факторами. Положительные результаты, например, чаще связывают с внутренними факторами: мотивацией, верой, усилием, знанием, опытом и прочим. Отрицательные же факторы чаще связывают с внешними: стечением обстоятельств, наличием или отсутствием определённых ресурсов, поведением других людей и прочее.

Данный психологический механизм в науке называется "локусом контроля" (ЛК). Этот механизм активно изучался учёными с 1966 года. Но до недавнего времени никто не обращал внимания на то, как локус контроля матерей влияет на способности их детей во время беременности - английские учёные выявили связь между ЛК матерей и научными предпочтениями их детей в будущем.

Локус контроля

В целом данный механизм предполагает, что человек приписывает свои результаты какой-либо деятельности либо только внутренним факторам, либо только внешним. Того, кто списывает все свои удачи-неудачи на внутренние факторы, называют в психологии "интернальным типом". Он обладает высоким уровнем субъективного контроля, то есть полностью желает отвечать за свои результаты. Кто пеняет же на общество/удачу/обстоятельства - экстернальный тип. Он обладает низким уровнем субъективного контроля, то есть лично мало хочет отвечать за итоги.

В общем, локус контроля - это локализация контроля волевого усилия. В зависимости от силы воли человек становится ответственным за те или иные вещи. В психологии этот термин необходим, чтобы пациент разобрался в причине своих поступков и комплексов. Если человек постоянно перекладывал вину за свои результаты на других людей, то он не способен будет рационально вообще оценивать свои поступки, а всё общество будет виновато перед ним. Но и интернальные типы не являются совершенством: если человек начнёт изводить себя за неудачи, то добром это не кончится.

Эксперимент

Английские учёные решили выяснить, как и какое направление в мышлении матерей повлияет на мышление их детей.

Специалисты из Бристольского Университета опирались на давние эксперименты, в которых изучалась связь между ЛК и интеллектом, успеваемостью школьников/студентов. Например, ещё в 1983 году американские эксперты из Коннектикутского университета доказали, что дети интернального типа имели более высокие академические результаты, чем их сверстники с внешним локусом контроля. А исследование 2006 года эксперта из Оксфордского университета показало, что интернальность родителей в их собственном детстве, а также повышенный интерес матерей к достижениям своих чад были связаны с высоким уровнем образования их детей.

Но английские учёные решили пойти дальше и исследовать рассматриваемый механизм во время беременности.

Сам эксперимент начался ещё в 90-ых годах прошлого века. В нём участвовали 14541 беременных женщин с ожидаемыми сроками родов с 1 апреля 1991 года по 31 декабря 1992. Данные собирались в различные моменты времени с использованием вопросников для самостоятельного заполнения, биологических образцов, практических измерений. В целом план исследования включал в себя изучение полученной от будущих матерей подробной информации об их личности, настроении и взглядов, включая оценку их ЛК.

После родов эксперты изучали поведение матери и её методы воспитания. Например, в течение года фиксировалось, как часто мать поёт ребенку, читает ему, пытается учить малыша и взаимодействовать с ним.

Исследователи также изучили интеллектуальные способности родившихся детей, когда они пошли в школу (8 лет в среднем). В особенности проверялись их математическое мышление, способность к умозаключениям, аналитике, а также их знания в общенаучных предметах.

Результаты

Дети матерей с внешним ЛК имели  отрицательные результаты тестов.  Их способности были ниже на 33%, чем у детей с интернальными матерями. Например, способность решать в уме в «экстернальной» группе была меньше на 27%.

Если в семье экстернальная мама и присутствует старший брат, то, на удивление, у младшего ребёнка сильно начинает «хромать» математика и естественные науки (начиная с 6 лет).

Неправильное воспитание - нездоровая диета, мало уделяемое время снижали оценки по математике и естественным наукам на 38-58%.

Общий показатель снижения оценок у детей экстернальных родителей варьировался от 47 до 65%.

IQ детей во «внешней» группе был в среднем на 7 баллов ниже.

В общем, было подтверждено, что внешний ЛК матерей по-прежнему в значительной степени связан с плохими достижениями их детей.

В основном это зависит от незаинтересованности экстернальных матерей в воспитании детей, их развитии, собственном мировидении. Интернальные же матери чаще поддерживали своих детей, внимательно смотрели за их диетой, активностью и развитием.

Помимо прочего, учёные выяснили, что такие факторы, как курение и употребление алкоголя во время беременности, употребление жирной рыбы и грудное кормление также влияют на уровень интеллекта ребёнка.

То есть направленность локуса контроля матери напрямую влияет на интеллектуальные способности её ребёнка. Причём локус контроля влиял на будущее ребёнка и во время беременности: в зависимости от направленности (позитивного/негативного мышления, силы воли) будущая мама либо вела правильный образ жизни, либо нет, что, в свою очередь, также сказывалось на плоде.

Фото: m.yandex.com.tr