Ученые Мартин Гун, Скотт Д. Эмерсон и Питер Гуузуасис представили работу «Анализ связей между занятиями музыкой и академическими достижениями», в рамках которой показали: если человек играет на музыкальных инструментах, он получает высокие оценки как минимум по математике и английскому. Как работает эта взаимосвязь?
Как исследовали вопрос
Канадские ученые оценили, как учатся группы «музыкальных» и «немузыкальных» студентов. Ученые проверили данные об успеваемости около 110 000 учащихся различных учебных заведений Канады, что сделало его крупнейшим исследованием среди аналогов. Ранее тенденция к связи между музыкой и успеваемостью тоже прослеживалась: другие исследования показали, что те, кто хорошо учится, более склонны брать уроки музыки и играть на музыкальных инструментах.
Новое исследование позволяет уточнить: именно успеваемость определяет, будет ли человек заниматься музыкой, а не наоборот. Коллектив отмечает: существует своего рода «музыкальный феномен», который заключается в том, что регулярные занятия музыкой помогают успешнее учиться и сдавать экзамены, причем вне зависимости от предыдущих успехов или неудач.
Музыка поможет предсказать оценки?
Ученые подчеркивают, что музыка влияет не только на успеваемость в целом. Если студент занимался музыкой, то, как правило, лучше сдавал тесты по английскому и математике. Получается, насколько хорошо студент играл на инструменте, можно было буквально «предсказать» результаты его тестов.
Интересно, что в обратном направлении эффект не действует: если человек прекрасно разбирается в математике, с малой долей вероятности он покажет какие-то выдающиеся успехи в плане освоения музыкальных инструментов.
Пока исследование коснулось только канадских студентов, но авторы отмечают, что ожидают данных для проверки и из других стран, надеясь, что в целом тенденция подтвердится.
Музыка активизирует определенные мозговые зоны
В целом коллектив отмечает: не до конца понятно, как именно связаны музыка и успехи в учебе. Основной теорией пока считается та, в которой музыка активизирует определенные мозговые зоны, помогающие осваивать новые навыки.
«Положительные результаты тестов для «музыкальных» студентов, согласно полученным данным, не зависели от предыдущих достижений в учебе, а также пола, происхождения и социально-экономического статуса учащихся.
Если брать средний результат, учащийся, активно занимающийся музыкой, в плане навыков учебы примерно на год опережает тех, кто музыкой не занимался. Педагогам стоит учитывать потенциал занятий музыкой как фактор хорошей успеваемости», - пишут Гун, Эмерсон и Гуузуасис.
Фото: media.iyaa.com