В течение 1980-х годов активисты против СПИДа боролись за то, чтобы изменить систему клинических испытаний. Умирая от неизлечимой болезни, многие люди со СПИДом настаивали на праве доступа к экспериментальным лекарствам, которые успешно прошли I фазу клинических испытаний.
Фаза I испытаний предназначена для установления профиля токсичности конкретного лекарства. Небольшая группа добровольцев принимает препарат, чтобы выяснить, есть ли у него серьезные побочные эффекты. Они не должны быть пациентами, потому что цель состоит в том, чтобы определить, какие негативные последствия, если таковые имеются, может иметь кратковременное использование экспериментальных агентов.
Единственный вариант для пациентов со СПИДом в 1980-х годах состоял в том, чтобы присоединиться к исследованию после фазы I или остаться без доступа к экспериментальным препаратам, которые могли бы дать им шанс выжить. В таких испытаниях лекарств, как правило, ни врачи, ни пациенты не знают, кто получает экспериментальное лекарство, а кто получает плацебо. Это направлено на устранение любых предубеждений, которые могут возникнуть у пациентов или врачей, зная, кто и что получает.
Участие в клинических испытаниях лекарств означало, что у пациентов со СПИДом была возможность попасть в контрольную группу плацебо, а не в группу, получавшую экспериментальное лечение. Но, по крайней мере, был шанс. Пациенты, участвующие в клинических испытаниях, должны быть настоящими добровольцами. Пациенты должны принять решение об участии и дать добровольное информированное согласие от первого лица.
С 1980-х годов специальные протоколы доступа были введены в США, Канаде и других странах. Эти протоколы предназначены для обеспечения того, чтобы пациенты с смертельными заболеваниями могли получить доступ к экспериментальным агентам вне системы клинических испытаний.
По крайней мере, в теории. На практике все иначе. Законы не гарантируют права на экспериментальное лечение. Даже при наличии права, доступ к ним все еще контролируется производителями лекарств.
Доступ к этим методам лечения зависит от доброй воли фармацевтических компаний, заинтересованных в наборе пациентов для участия в клинических испытаниях. Производители лекарств эффективно вовлекают неизлечимо больных пациентов в свои испытания, отказывая им в доступе к экспериментальным препаратам. Экспериментальные препараты иногда выпускаются больному вне клинических испытаний на так называемых сострадательных основаниях, но это не всегда происходит.
Фармацевтические компании могут брать с этих агентов все, что пожелают, и поэтому, возможно, они находятся в ситуации, когда могут эксплуатировать умирающих в финансовом отношении пациентов. Это также дает им возможность лишить пациентов доступа к лекарству, чтобы заставить их участвовать в испытаниях.
Фото: dni.ru
Еще по теме:
В России создана программа по уходу за больными деменцией
Паллиативную помощь россияне теперь будут получать и на дому
В России больные редкими недугами получают лекарства по новым правилам